Китайская беседка расположена в западной части парка, которая имеет название
Дубинка.
Беседка, сделанная полностью с дерева и окрашенная в различные цвета, в течение
прошедшего времени реставрировалась неоднократно, последний раз в 2001-2002
гг. Название Китайская беседка в литературе впервые встречаем в О. Л. Липы (1948).
Т. Темери называет ее восьмигранным павильоном. В коротком отчете о работах,
которые проводились в саду с 1837 по 1 апреля 1847 г., читаем: "... в 1841 году
... построена деревянная беседка наподобие китайской ..." Уместно отметить,
что. Л. О. Казаринов в своем рукописный очерке приписывает устройство террасы
Бельвъю (он же называет ее Амон-театр) В. В. Пашкевичу. Это утверждение человека,
который проработал в парке больше 60-ти лет, еще раз свидетельствует о том,
что историю парка как до революции, так и до теперешнего времени еще знают плохо.
Ведь Т. Темери, описывая парк, в 1846 г. вспоминает, что этот чудесный пейзаж
был оборудован садовником Ферре в 1840 г., а В. В. Пашкевич работал в парке
в 1890 г.
Здесь, далеко от шумливой многолюдной центральной части парка, можно прекрасно
отдохнуть, помечтать, любуясь Большим водопадом и Площадью собраний. Китайская
беседка с запада прикрыта ажурными ветвями лиственницы, а немного сбоку красуется
старый дуб, возрастом около 400 лет, немой свидетель многих событий, которые
происходили в этих местах. Народные предания извещают, что именно под этим дубом
встречались легендарные герои крестьянского антифеодального восстания в 1768
г. Максим Железняк и Иван Гонта. Не исключено, что именно здесь обдумывали свои
заветные планы руководители Южного общества декабристов П. Пестель, И. Давидов,
когда они приезжали в Умань к одному из активных участников этого движения С.
Волконскому.
Рядом с беседкой установлен в 1975 г. мемориальный камень в память о революционных
событиях, которые здесь происходили. Поляна служила местом проведения первых
городских митингов, демонстраций, собраний. Здесь, в 1904 г. произошла первая
маевка, а в 1919 г. торжественно праздновали Первомай.
Во время Великой Отечественной войны оккупанты выбрали поляну Дубинка местом
погребения своих воинов. Старожилы города помнят ее в послевоенное время всю
в березовых крестах.
Интересный случай случился здесь в 1985 году. По линии "Интуриста" в парк приехали
двое немолодых туристов с ФРГ. После окончания экскурсии они попросили, чтобы
им показали, где было кладбище, на что гид любезно согласился. Пришедши на ту
поляну, немцы долго меряли ее шагами в том месте, где растут три прекрасных
экземпляра орешника медвежьего, и наконец, положив цветы, остановились в молчании.
Как потом они объяснили, здесь в седьмому ряду, шестое место от края, был похоронен
их младший брат, офицер вермахта. Естественно, что никаких следов кладбища вы
сегодня не увидите. В первые годы после войны здесь был рассадник и парниковое
хозяйство. Позже, в конце 50-х лет, все это было убрано и поляне вернули ее
предыдущий вид. Но она еще долго оставалась не до конца спланированной и, кроме
того, имела подчеркнутую прямоугольную форму, которую ей придали немцы, уничтожив
часть деревьев во время подготовки кладбища. В 1985-1986 гг. проведена генеральная
реконструкция поляны, создан новый травяной покров, а также частично убраны
деревья для того, чтобы придать поляне вид естественного ландшафта. В 2000 году,
согласно договоренности между правительствами Украины и Германии, с разрешения
администрации парка, проведены раскопки могил на этой поляне. На перезахоронение
забраны останки больше 1600 владельцев военных жетонов. В 2002 году закончено
планирование и реставрация этой парковой композиции вместе с участком Дубинка,
которая теперь является украшением парка, излюбленным местом отдыха посетителей
парка, которые отсюда могут быстро добраться к выходу из парка через главные
ворота на улицу Садовую и на новую входную зону с улицы Киевской, где рядом
расположена городская автостанция.
Однако вернемся к Большому водопаду, слева от которого растет гигантская ель,
которая корнями зацепилась за край гранитной скалы. Справа, как сообщал Л. О.
Казаринов, росла береза, но она уже давно погибла. Со мостика можно пройти мимо
Разбитой колонны к Елисейским полям (если пойдешь направо). Возвращаясь от Ахеронтийского
озера до Английского парка, который начинается небольшой опушкой, мы увидим
посреди нее бюст древнегреческого философа Сократа, установленный на гранитном
пьедестале в 1957 г. Бюсты Сократа и других древнегреческих философов установлены
явно не на своем месте, если действительно "читать" "Софиевку" как иконологическое
произведение искусства.
К сведению читателей, иконология - это направление в искусствоведении XX ст.,
которое исследует сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях
для определения их историко-культурного содержания и выраженного в них мировоззрения.
Поэтому бюсты Гомера, Сократа, Платона и Аристотеля следует расставить в районе
Афинский школы. А здесь, на месте Сократа было бы уместно установить бюст В.
В. Пашкевича, который много в свое время сделал для "Софиевки".
Английский парк, или арборетум им. В. В. Пашкевича - то же, что и дендрарий,
занимает небольшую территорию в форме треугольника, площадью около 2 га. Его
вершина касается ворот Уманской сельскохозяйственной академии. Одну сторону
треугольника ограничивает широкое асфальтированное шоссе, обсаженное столетними
липами. Вторая сторона граничит с партерным амфитеатром, а на линии основы как
раз и находится поляна с бюстом Сократа. Территория арборетума густо порезана
достаточно сложным лабиринтом тропинок. Здесь есть бассейн, где когда-то размещалась
коллекция водяных растений, а также каменистая горка, покрытая когда-то растениями-сукулентами
- многолетними растениями, вегетативные органы которых способны накапливать
влагу, благодаря чему они могут расти в пустынях, на камнях и в песках.
На участках арборетума, невзирая на его сравнительно небольшие размеры, растет
наибольшее количество экзотических древесных и кустовых растений, ценных и в
декоративном, и в лесохозяйственном отношении, их количество в 1987 г. составляло
больше 100 видов и форм.
Когда мы направляемся аллеями Английского парка к Ахеронтийского озеру, то
обязательно обратим внимание на искусственно насыпанную горку. Мы допускаем
мысль, что этот курган символизирует могилу Эльпенора. Эльпенор - наиболее младший
с команды Одиссея, как пишет Гомер, нещедро боги одарили его умом. Когда Одиссей
со своими товарищами был на о. Цирцеи, в последнюю ночь перед походом к подземному
царству Аида, Эльпенор вылез спать на крышу дворца Цирцеи, а потом, услышав
шумные сборы в поход, с похмелья не пошел ступеньками, а упал с крыши, и душа
его улетела к царству Аида. После посещения царства Аида, Одиссей вернулся и
похоронив Эльпенора, поставил на могиле весло, как того просила душа Эльпенора.
Это также наше предположение. Возможно, на первом этапе строительства эта могила
была на острове Анти-Цирцеи. О ней пишет С. Гроза (1843). "... Середину занимает
возвышение, на котором гранитная с несколькими ступеньками основа. В этом месте
под исполинской пирамидой могли быть положены останки С. Щ. Потоцкого, но это
мнение, кроме высказанного упоминания Трембецкого, еще не осуществлено". Не
исключено, что Л. Метцель еще тогда символически отобразил это возвышение, как
могилу Эльпенора.
На участке Партерного амфитеатра вашему взгляду откроются оранжереи и учебные
помещения Уманской сельскохозяйственной академии, в ведении которой они остались
с 1930 г., когда парк выделился в самостоятельное учреждение. Перед оранжереями
и помещениями участок парка создан в трех уровнях в регулярном стиле. Верхняя
часть - это стриженые газоны правильной формы, края которых украшают разнообразные
сорта полиантовых роз. Средняя часть Партерного амфитеатра образована гранитной
стеной и широкой подковоподобной аллеей, которая плавно огибает пологую часть
склона с богатой травянистой растительностью, которая спускается к бассейну
с фонтаном Семиструйка. Гранитную подпорную стену, поставленную в 1845 г., украшают
вьющиеся розы, дикий виноград, каприфоль, а около края склона, как и в верхней
части амфитеатра, также красуются розы.
Партерный амфитеатр претерпел много изменений. В первую очередь нужно отметить,
что во времена Потоцких здесь был парадный вход в парк. На старых фотографиях,
которые сбереглись с дореволюционных времен, видим на склоне амфитеатра, в его
центральной части, устроенные серпантином узкие дорожки, заполненные розами
рабатки, которые спускались к фонтану Семиструйка. Именно тогда и возникло название
этого участка - Долина роз. Прямолинейная двухрядная шпалера туй до Великой
Отечественной войны состояла только из одного ряда высаженных в 1910 г. туй.
Она незаметно ограничивала регулярную часть парка, ведь ее подстригали на высоте
не больше 1 м. Во время войны, естественно, надлежащего ухода за парком не было,
туи не подстригались и после войны, в 50-х годах, решили посадить еще один ряд,
верхний - туи западной. Поскольку пропускная способность серпантина узких дорожек
между рабатками роз не обеспечивала свободного прохода посетителей, количество
которых все увеличивалась, в 1957 году участок перепланировали. По центру склона
построили гранитные ступени, которые вели к фонтану Семиструйка, а на рабатках,
где когда-то росли розы, высадили разнообразные виды и формы можжевельника и
тую, а края обсадили тамариксом. Почти все ступеньки в парке в начальный период
строительства были деревянные, со временем они разрушались и постоянно требовали
ремонта, поэтому в 1950-1960 гг. их заменили гранитными.
Когда проводилась реставрация парка в 1996 году, претерпел коренную реконструкцию
и Партерный амфитеатр. За основу принята карта "Софиевки" за 1855 год, на которой
четко видно этот участок парка. Поэтому, демонтировав гранитные ступени, возобновили
серпантиновую дорожку, а сорокалетние туи обычные и колоновидные, можжевельники,
шелковицы и другие ценные растения пересадили на новообразованные ландшафты
Западной части парка.
Фонтан Семиструйка устроенный, наверное, в первый период строительства парка,
хотя это ничем не подтверждается, ни С. Гроза, ни Т. Темери его не вспоминают.
Фонтан является небольшим круглым бассейном с ажурной бронзовой вазой посредине.
С центра вазы стремительно вырываются вверх семь упругих струй воды. Описывая
параболу, каждая струя рассыпается на отдельные капли, которые веселым шумом
покрывают зеркальную поверхность бассейна. В этом уютном, постоянно затененном
кронами деревьев от солнечных лучей месте приятно отдохнуть и помечтать. Вода
к фонтану направляется подземным самоточным водогоном от Ахеронтийского озера.
За счет перепада местности, высота центральной струи фонтана достигает 5 м.
Лишняя вода стекает через подземные водостоки в Нижний пруд. Устройство фонтана
именно с таким количеством струй, наверное, связано с мифом, потому что число
семь символическое во многих мифологических системах.
С числом семь связанный широко распространенный в Греции миф "Семеро против
Фив", что предшествовал Троянский войне. Этот миф отображен в творчестве старинных
афинский драматургов V ст. до н. э. Эсхила, Эврипида, Софокла. Главным источником
для них и более поздних авторов послужила эпическая поэма "Фиванда", которая
до нас не дошла. В основе эпического рассказа "Семеро против Фив" и о взятии
Фив лежит воспоминание о военных стычках между отдельными царствами Микенского
периода, незадолго до их упадка, о семи входных воротах, которые якобы существовали
в Фивах. В эти ворота бросилось объединенное войско, которое состояло из семи
отрядов под командованием семи полководцев. Причиной похода была вражда между
сынами, которые правили в Фивах и не могли разделить между собой престол.
Здесь мы описали один из вариантов замысла Л. Метцеля, но не исключено, что
этот фонтан символически отображает те семь лет, что Одиссей был на острове
в гроте Калипсо, а возможно семь подземных речек царства Аида, которые мы выше
называли.
Сойдя серпантиновой дорожкой к фонтану Семиструйка и налюбовавшись
им вблизи, направляемся к статуе "Зима". На карте "Софиевки",
изданной Т. Темери, она стояла здесь, около фонтана. С. Гроза
(1843), как мы уже вспоминали раньше, называет ее скульптурой
старика и указывает, что она стояла на площадке Бельведер, что
на Левкадской скале. Позже она стояла на Елисейских полях, а
после Отечественной войны и до последнего времени - на Верхней
аллее. В 1996 году, в соответствии с планом "Софиевки" за 1846
год, она установлена здесь.
Статуя изображает старого мужчину, лицо его выражает боль, страдание, он пытается
прикрыться хитоном, чтобы защититься от холода. Считалось это - аллегория и
времени года, и жизни человека.
Но в первом путеводителе по "Софиевке" Т. Темери, как и А. Регель, называют
ее скульптурой Вечного Жида.
Вечный Жид, за средневековой легендой, один из тех, кто насмехался с Исуса
Христа, когда он нес тяжелый крест на Голгофу к месту распятия. Он не дал Исусу
Христу остановиться отдохнуть. За это он осужден к вечному блужданию по земле
вплоть до самого страшного суда. Эта легенда об Агасфере (Вечном Жиде) заинтересовала
и нашла отображение в творчестве Гете, Шлегеля, Ленау, Пушкина, Жуковского,
Кюхельбекера, Шелли, Э, Сю, Яна Потоцкого и многих других.
Учитывая, что вся "Софиевка", выходя из наших литературных исследований, отображает
героические приключения Одиссея, по нашему мнению, никакая это не "Зима" и не
"Агасфер". Перед нами статуя самого Одиссея, которого богиня Афина в зависимости
от обстоятельств превращала в старика в хитоне, как мы видим в этой скульптуре,
или сильного, молодого и красивого. Вот таким старым Одиссей появляется на острове
феаков, а когда начинаются соревнования на площади собраний, он мгновенно превращается
в мужественного, сильного воина. Таким же старым и слабым он приходит и в хижину
свинопаса Эвмея, чтобы тот его не узнал.
Поэтому недаром С. Гроза называет эту скульптуру скульптурой старика и указывает,
что она стояла на Левкадской скале, т.е., практически на его родине - на острове
Итака. По нашему мнению и глубокому убеждению, скульптуру Одиссея далее так
и следует называть, и поставить на самой вершине острова Итака, там, где раньше,
как указывалось выше, стояли бюсты Костюшка, потом императрицы Александры Федоровны,
Т. Г. Шевченко, В. И. Ленина. Ведь скульптура попала в парк уже после того,
как Л. Метцель отъехал в Варшаву, и ему не суждено было до конца реализовать
свой замысел, поэтому в течение этих двухсот лет скульптуры без конца перемещали
по парку.
От фонтана тропинкой можно подняться на Террасу Муз к гранитному обелиску,
который мы наблюдали еще от павильона Флоры. Отсюда открываются картины необычного
очарования и красоты. Именно отсюда с высоты птичьего полета можно одновременно
увидеть написанную природой и человеком картину, которую раньше мы видели частями.
Павильон Флоры, который отражается в зеркале Нижнего пруда (Ионическом море),
кажется миниатюрным, как будто парит в воздухе; блестящая струя фонтана "Змея"
поражает воображение (ведь сейчас мы смотрим на фонтан почти сверху вниз); Левкадская
скала, Кавказская горка (остров Итаки), Площадь собраний, Долина гигантов, деревянный
мостик в Темпейский долине, Большой водопад - все это надолго остается в памяти
посетителей как прекрасная, романтическая картина, идеально написанная природой
и человеком.
Пригорок, названный Т. Темери Террасой Муз, создан К. Ферре в 1840 г. У И.
О. Косаревского читаем, что терраса Муз создана в 1796-1800 гг. Нужно думать,
что К. Ферре только довел до завершения замысел Метцеля. Т. Темери отмечает,
что в праздничные дни эту террасу, украшенную цветами и обставленную скамьями,
занимали женщины, и тогда она представляла собой картину Геликона с волшебными
нимфами. (Геликон - гора в Средней Греции на юге Беотии, где, в соответствии
с греческими мифами, обитали музы покровительницы искусств).
Вершину гранитного обелиска, установленного в 1856 г., до революции 1917 г.
украшал позолоченный трёхглавый орел, а надпись указывала, что он поставлен
в честь посещения парка Николаем I. После революции обелиск и надпись исчезли,
и только к 200-летию "Софиевки" в 1996 году, по проекту института "Укрпроектреставрация",
изготовлен трёхглавый орел - семейный герб династии Романових, которые действительно
сделали очень много для сохранения нынешнему поколению этого прекрасного творения
человеческого ума. Бесспорно, обелиск вместе с более как 150-летней елью, являющейся
также уже памятником природы, во многом противоречат первичному замыслу парка,
ибо он закрыл, по-видимому, одну из наиболее величественных картин, которая
бы открывалась с павильона Флоры на те 250-300-летние дубы, которые растут перед
оранжереями, но это уже просто история, и об этом можно только пожалеть. Обелиск
огражден кованой декоративной цепью.
Однако спустимся на Верхнюю аллею и полюбуемся панорамой Нижнего пруда уже
с новой точки обзора. Здесь, на Террасе Муз, за описанием Т. Темери, тем же
К. Ферре был устроен большой гранитный грот прямоугольной формы, которому дали
название грот Аполлона, поскольку здесь стояла мраморная статуя Аполлона Бельведерского.
Вход в грот с обеих сторон украшали две гранитные вазы с цветами, а при выходе
с грота была установлена также гранитная скамья. Расположившись на ней, можно
было любоваться парком. Место для грота было выбрано исключительно удачно, но,
когда устанавливали обелиск, боясь, что грот может обвалиться, его засыпали,
и, безусловно, парк потерял один из самых интересных объектов.
Прошедши далее Верхней аллеей, вы окажетесь на вершине террасы Бельвъю, с которой
увидите не менее интересные картины парка, а поднявшись вверх по аллее к Китайской
беседке, ближе познакомитесь с прекрасной поляной Дубинка. Пересекая поляну
по диагонали в направлении дубов, которые стоят отдельно, справа увидите чудесные
деревья орешника медвежьего и выйдете на новую аллею, устроенную в 1987 г. Проходя
этой аллеей, вы сможете полюбоваться прекрасными пейзажными картинами. В этой
работе мы больше остановились на описании исторической части парка, хотя следует
подчеркнуть созданные, начиная с 1980 года пейзажные композиции в западной части
парка, которые поражают посетителей своим эстетическим изяществом, заслуживают
не меньшего внимания, разве что им недостает той семантики, которой так богатая
историческая часть парка.
Теперь посетители, которые приедут в Софиевку на автостоянку с улицы Киевской,
имеют возможность ознакомиться с Акванарием, где, по желанию, могут приобрести
аквариум с полным набором необходимого оборудования и рыбок, приобрести в магазине
"Флора Софиевки" разнообразные растения в контейнерах для убранства своих приусадебных
участков, ознакомиться с богатым розарием, где растет больше 5000 екземпляров
более 150 сортов роз, полюбоваться чудесным фонтаном перед научно-лабораторным
корпусом и пройтись новой частью парка к входу с улицы Садовой.
|