Главная аллея привела нас к павильону Флоры. Закончился участок парка, созданный
в период, когда он пребывал в ведании военных поселений и в позднейшие времена.
Здесь при Потоцких проходила южная граница парка.
Перед павильоном Флоры спланирована площадь, от которой, огибая павильон, расходятся
несколько дорог. Асфальтовая дорога через Венецианский мостик выведет нас к
Верхнему пруду и к выходу на территорию Уманской сельскохозяйственной академии
(бывшее Главное училище садоводства), вдоль оранжерей на видовую площадку около
обелиска. Оттуда по Верхней аллее можно выйти на террасу Бельвью и вернуться
на площадь к павильону Флоры По этой дороге, вокруг центральной части парка,
можно прогуливаться в карете.
Вторая дорога от павильона Флоры поднимается вкрутую налево и кверху, ведет
к входной зоне в парк с улицы Киевской, к административно-хозяйственной зоне
парка, к поляне Дубинка и далее в западную часть, где созданы современные живописные
виды парка.
Средняя дорога ведет по верхней аллее, спокойной, затененной вековыми деревьями,
свободной от экскурсионного шума, к оранжереям, в обратном направлении уже описанного
выше маршрута.
Наш же путь пролегает по Нижней аллее, которая проходит вдоль красочного извилистого
берега Нижнего пруда. Отсюда наиболее широко раскрывается разнообразие талантливо
артистически созданных картин, как будто выписанных самой природой.
До недавнего времени еще считалось, что павильон Флоры был возведен на том
месте, где еще в период создания парка была построена Пастушья хатына. Но очевидец
С. Гроза, который учился в училище при Уманском базилианском монастыре с 1816
г. и хорошо знал "Софиевку", утверждает, что до 1820 года на месте павильона
Флоры не было никакого сооружения. Когда же весь уманский уезд готовился в 1820
г. к приезду царя Александра И, здесь был устроен (поставлен) Сельский павильон.
Т. Темери в своем "Путеводителе по "Софиевке" (Themery, 1846) пишет, что Сельский
павильон в 1841 году через его неприглядность администрация военных поселений
распорядилась снести, а на его месте в 1842-1845 гг. по проекту военного инженера
К. Раппонета был построенный "монумент прекрасного стиля" (павильон Флоры, который
существует и поныне). Большинство авторов путеводителей "Софиевки" ошибочно
утверждают, что павильон Флоры построен по проекту И. Макутина.
Флора - римская богиня цветов, юности и весны. У греков она звалась Хлоридой.
В ее честь весной праздновали так называемые Флоралии, во время которых происходили
веселые игры. Люди украшали себя цветами, женщины одевали яркие платья, венки.
Пели, танцевали в честь богини цветов, приветствовали приход весны. В античном
искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках, или она их еще
рассыпала вокруг. Павильон Флоры - неотъемлемый элемент в композиционном оформлении
всего паркового ансамбля. Его светлое убранство на фоне зеленого обрамления
унаследовано от Сельского павильона. Елипсовидная форма усиливает впечатление
логично завершенной високохудожественной картины, которая замечательно вписывается
в ландшафт, что ее окружает, как единое целое. Невзирая на свою монументальность,
павильон кажется в далекой перспективе - например с террасы Муз, - легким, как
будто он плывет в небе. Это впечатление усиливается его отображением в зеркале
воды Нижнего пруда.
А вблизи павильон Флоры выглядит величественно и в то же время изыскано, грациозно,
благодаря своим точным архитектурным формам, высоким стройным колоннам в дорическом
стиле и ажурному барельефу на фризе, который изображает листву и кисти винограда.
Орнамент выполнен в 1852 году за рисунками академика архитектуры О. И. Штакеншнейдера.
Гранитные ступени ведут к просторному овальному залу с чудесной, чрезвычайной
акустикой, а в промежутках белоснежных колонн открывается панорама Нижнего пруда
необычной красоты и разнообразия. Растительность, камень, вода, архитектура
больших и малых форм, комплекс гидротехнических сооружений является теми основными
элементами, с которых создан парковый ансамбль.
|