Перед нами - Темпейска долина, богатая своей романтической историей. Т. Темери
в своих примечаниях к путеводителю по "Софиевке" дает описание Темпейской долины,
которая находится в Греции и зажатая между горой Олимп и Оссой, а посреди долины
несет свои чистые воды речка Пеней. Описывая естественную красоту Темпейской
долины, Т. Темери подчеркивает, что, обычно, искусство пытается наследовать
природу, но здесь - наоборот - природа наследует искусство. В этом месте Л.
Метцель пытался создать прообраз греческой Темпейской долины. Здесь, как описывает
Т. Темери, росли 9 берестов. Можно считать, что они аллегорически отображали
девятерых сыновей Потоцкого. Двое из них (Константин и Николай) умерли в раннем
возрасте, а также и дочь Потоцких Гелена. Как память о рано потерянной жизни,
видим гранитный обелиск, который в современных путеводителях имеет название
"Усеченная колонна", хотя Т. Темери и С. Гроза называют ее Разбитой или Сломанной
колонной.
Около основы обелиска положен надмогильный гранитный камень, который напоминает
льва, который спит, а рядом шепчет ручей речки Камянки, мастерски разбитый на
три отдельных маленьких водопады. Называются они "Три слезы" и аллегорически
выражают печаль матери за тремя умершими детьми.
Темпейская долина богатая символикой, которая должна навевать посетителям чувство
печали и размышлений. Здесь экскурсовод сообщит некоторые эпизоды с биографии
С. Щ. Потоцкого, которые осветят историю возникновения парка, помогут глубже
понять и осмыслить отдельные его композиции, в частности символическую могилу
первой любимой жены Гертруды Комаровской. Направо на гранитном постаменте установлен
мраморный бюст древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н. э.)
В парке вы увидите бюсты Платона, Аристотеля, Гомера и Сократа. Как уже сообщалось,
после революции 1917 г. их забрали с бывшего парка графа Шувалова (г. Тальне,
Черкасской обл.), мужа внучки Потоцких Софии. Сначала они хранились в Уманскому
краеведческом музее, а в 1957 году вместе с бюстом "Умирающий Александр" и скульптурой
Аполлона Бельведерского были переданы в парк, о чем свидетельствуют соответствующие
документы.
Оставляем Темпейску долину, и перед нами открывается одна из наиболее красивых
перспектив центральной части парка - Елисейские поля. В мифах древних греков
Елисейские поля - это прекрасные луга, окруженные густым лесом разнообразных
деревьев, которые легкой тенью покрывают собеседников, когда они отдыхают на
ложе из цветов. Соловьи и другие певчие птички порхают над ними и, как будто
снегом, осыпают их цветами, собранными на соседних лугах. Известный российский
путешественник И. М. Долгорукий, посетив Софиевку в 1810 г., писал: "Если вы
хотите иметь правдивое понятие о том, что обычно называют полями Елисейскими,
земным раем, придите в Софиевку и подивитесь в ней гению творческому. Там природа
и искусство, сочетая все силы свои, создали прекрасную картину. Какое гармоничное
согласие в удивительном слиянии их взаимных работ! Ничто не может сравниться
с тем, что здесь видишь: все завораживает, захватывает. Не думайте, однако,
чтобы я хотел представить вам красоту надуманную. Сад этот - один из счастливых
и непременных последствий искусства человеческого...". Когда подходишь к этой
поляне, где все дышит уютом, покоем, тишиной, которую нарушает только пение
птиц и чуть слышимое журчание речки Камянки, или отныне - Стикс, справа видим
гранитный мостик, названный почему-то Т. Темери Мостом растений. Возможно, это
связано с тем, что здесь наиболее разнообразно в свое время и теперь представлена
экзотическая растительность, а в летнее время, как пишет Л. О. Казаринов, вдоль
аллеи по Елисейским полям выставляли с оранжереи в кадках и горшках также растения
лимонов, апельсинов, кипарисы, азалии и др. По ту сторону моста на гранитном
пьедестале установлен бюст древнегреческого поэта Гомера, автора знаменитых
"Илиады" и "Одиссеи". Бюст Гомера установлен на месте, где раньше стоял на мраморном
пьедестале бронзовый бюст первого певца "Софиевки" С. Трембецкого. Л. О. Казаринов
сообщает, что спереди на пьедестале было выгравировано стихотворение Трембецкого
польским языком; в нерифмованном переводе он звучит так:
Плыви, ручей, быстрым потоком,
На дикий камень спеши
Прощай сказать берегам тенистым,
Места цветущие оставляй.
Вот и проходит день счастливый,
Которых так мало имеем мы.
Чуть успеет появиться,
Как уже спешит от нас он прочь.
По утверждению Л. О. Казаринова, бюст С. Трембецкого в 1907 г. был похищен
с парка. Согласно Т. Темери (Themery, 1846), на этом месте стояла статуя Юзефа
Понятовского из белого мрамора, а бронзовый бюст С. Трембецкого в то время,
находился в ротонде, которая имела название Афинской школы. Ротонды давно нет,
но огромные камни, похожие на скамьи и столы для учителей и их учеников все
также лежат на месте. Л. О. Казаринов, описывая этот участок парка, замечает,
что здесь вдоль берега потока речки Камянки росла роскошная аллея чинар, которые
своей широкой лапчатой листвой, стройными, правильной формы стволами, увенчанными
могучей кроной, создавали чудесный пейзаж. К сожалению, эта аллея вымерзла в
1889 р. Т. Темери сообщал, что здесь росло большое количество тополей пирамидальных.
Около входа на Елисейски поля лежит гранитный валун естественной формы, а рядом
с ним тесаная четырехгранная шлифованная гранитная колонна. Эти два камня случайно
оказались рядом в "Софиевке" и со временем начали называться композицией "Природа
и искусство". Впервые такое название этой композиции мы находим в рукописном
очерке Л. О. Казаринова: "Эти два камня символизируют: один - искусство, второй
- природу". И все следующие авторы описывают эти камни, как специально созданную
в 1796-1800 гг. малую архитектурную форму "Природа и искусство".
Пытаясь разгадать назначение тесаной колонны, мы внимательно изучили доступные
нам литературные и архивные данные о "Софиевке". В поэме С. Трембецкого наше
внимание привлек такой рассказ: возвращаясь из Афинский школы, поэт услышал
гомон недалеко от того места и направился туда. Он увидел большую толпу обессиленных,
измученых крепостных, которые при помощи канатов передвигали с большим усилием
длинный камень, изготовленный из внутренней части скалы, который называется
обелиском. А кому он будет поставлен, свидетельствует надпись: "Внук Дионы поставил
четвертой Харите". Адам Мицкевич в своем объяснении к тексту поэмы "Софиевка"
пишет, что Диона, согласно взглядам некоторых поэтов - мать Афродиты (Венеры),
значит Ерот (Амур, Купидон) бог любви (сын Венеры) приходится Дионе внуком.
Трембецкий называет в поэме четвертой Харитой (четвертой грацией) Софию Потоцкую.
Далее он поведал, что этот ровный гладкий и блестящий камень лежит в полумгле
леса и когда-то пойдет на пирамиду, в которой будут одинаковые четыре стороны,
как в давние времена Рим поставил Цестею. В древнегреческой мифологии Хариты
- три богини (Аглая, Ефросинай, Талия) веселья и радостей жизни, олицетворение
грациозности, изящества. С архивных данных нам известно, что С. Щ. Потоцкий
действительно намеревался поставить обелиск в парке на честь Софии. Де Лагард,
например, пишет, что обелиск Софии изготовлен из одного блока гранита, и приводит
надпись на греческом языке "Любовь - Софии".
Е. Лоек (1982), ссылаясь на архивные документы, оригиналы которых хранятся
в Польше, приводит такой факт: Станислав Костка Потоцкий, родственник Потоцких,
просил Софию передать обелиск для коллекции в его парк в Биланово. Однако в
письме, отосланном с Тульчина 12 марта 1816 г., София отказалась передать обелиск,
сославшись на то, что на нем выбито французским, греческим и латинским языками
"Любовь - Софии", и что он сделан покойным мужем для установления во дворе дворца
"Софиевки". Дальше София пишет, что ее сын Александр желает установить монумент
как можно быстрее, а она распоряжаться им не имеет права.
С. Гроза (Groza, 1843) пишет, что около дороги от Амстердамского шлюза до оранжерей
лежат два прикрытых гранита 15 локтей и 7 дюймов длиной, предназначенных на
обелиск Софии Потоцкой. Далее С. Гроза ссылается на сообщение С. Трембецкого.
Изучив эти литературные и архивные данные, мы считаем, что перед нами одна из
колонн, предназначенных для установления обелиска Софии. Это предположение подтверждается
и измерениями: высота колонны 362 мм, ширина четырех сторон около основы по
1020 мм каждая, а ширина четырех сторон около вершины колонны 870 мм каждая.
Две колонны, описанные С. Грозой, имели общую высоту 7010 мм, т.е., по 3055
мм каждая. Сопоставление размеров высоты, также свидетельствует в пользу версии
о настоящем назначении этой гранитной колонны.
Подняв автокраном колонну, мы убедились, что и четвертая сторона ее также шлифованная,
но надписи, о которой писал С. Трембецкий, там нет. Поэтому утверждать это действительно
одна из колонн, назначенных для обелиску Софии, и что именно о ней рассказывал
С. Трембецкий, мы не можем. Однако, согласиться с тем, что это специально задуманная
композиция, как пишут отдельные авторы, нам кажется полностью абсурдным, ибо,
хотя С. Щ. Потоцкий был богат, все же он не мог бы согласиться на то, чтобы
тесать для этой композиции колонну со всех четырех сторон и еще и на конус.
Справа, в окружении столетних сосен на гранитном обелиске установлен бюст Аристотеля
(384-322 гг. до н. э.) древнегреческого философа и ученого.
Учился Аристотель в Платона в Афинах, потом учредил Ликей (лицей), или "перипатическую"
школу (от греческого "перипатетикос" - прохаживаюсь). Во время чтения лекций
он похаживал в Ликеи со своими слушателями, отсюда и название школы. Представители
этой школы занимались также и конкретными науками, такими, как история, теория
государства, физика, география, астрономия, музыка и др. Воспитанником Аристотеля
был Александр Македонский. После смерти ученого эту школу около 34 лет возглавлял
Теофраст - один из первых ботаников старинного мира, который создал классификацию
растений, систематизировал накопленные наблюдения с морфологии и медицинского
использования растений.
Направляясь по аллее вглубь Елисейских полей, налево на прекрасно спланированной
зеленой лужайке вы увидите гранитную вазу, которая явно не гармонирует с фундаментальным
за размером гранитным пьедесталом. Сведения о том, что в центре лужайки стояла
ваза, украшенная цветами, находим в В. Иващенко (1895) и в А. О. Казаринова.
Но в те времена, когда В. Иващенко описывал парк, здесь стояла четырехугольная
гранитная колонная, а на ней бюст С. Трембецкого. Однако раньше, как пишет В.
Иващенко, эта колонна украшалась вазой с цветами.
|