ОФИЦИАЛЬНИЙ САЙТ НАЦИОНАЛЬНОГО ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА "СОФИЕВКА"   www.sofiyivka.org.ua украинский english
- 6 -

Поднявшись на ажурный металлический мостик, который размещается рядом, вы поневоле остановитесь, восторженные чрезвычайным зрелищем, одним из наиболее поразительных в парке - Большим водопадом, главным украшением парка. Название Большой водопад находим у С. Трембецкого, Т. Темери и др.

Можно часами любоваться яркими переливами воды, которая спадает почти с 15-метровой высоты, вслушываться в ее волшебную музыку. Тяжело поверить, что водопад - создание человеческих рук. И только поднявшись наверх, увидев открытый, выложенный с гранита многоступенчатый канал, переброшенный через него белый металлический мостик, вы заметите, что верхняя часть водопада создана искусственно. Под водопадом устроен тоннель для аллеи, которая идет бровкой огромной естественной скалы, которая служит фундаментом для Большого водопада. Водопад видно со многих точек обзора и он выглядит особенно величественным и неповторимым во время полного водосброса. Вода поступает сюда через подземную речку Ахеронт с Верхнего пруда. Построен водопад в первый период создания парка. С общей зелени деревьев, которые растут около водопада, особенно выделяется своей монументальностью ель обычная, которая в любую пору года украшает эту местность.

Л. О. Казаринов сообщает, что раньше здесь росла еще и береза, легкая, ажурная крона которой была красивым дополнением этой прекрасно задуманной, талантливо выполненной творческой картины.

В этом месте хочется остановить внимание нашего посетителя и опять обратиться к гомеровскому Одиссею. Дело в том, что автор этого текста, как и его предшественники, в течение последних почти 100 лет, считал, что Главный Водопад спадает с истока подземной речки Стикс. Так писали все авторы советских времен, в т. ч. и Г. Ю. Храбан, который переводил с французского языка "Путеводитель по "Софиевке" Т. Темери. Однако наше внимательное изучение этой работы привело к определенному открытию: Т. Темери речкой Стикс называет русло речки Камянки, которое протекает от грота Фетиды и дальше, извиваясь между камнями Долины Великанов, или страны Киклопов, если смотреть с деревянного мостика, сюда на Площадь собраний, образовывая Нижний пруд или Ионический море. Интересно, что стоя на Железном мостике, мы можем увидеть истоки всех семи речек, которые представлениями древних греков, протекали в подземном царстве Аида. Изучая их за мифами, мы пришли к выводу, что речка, которая течет под землей, называется Ахеронт, заканчивается она не Мертвым озером, как трактовалось раньше во всех изданиях, а Ахеронтийским озером, откуда потом, сливаясь с бурными водами р. Коциты (река плача), она впадает в р. Стикс, воды которой плывут у нас под ногами. С Ахеронтийского озера воды р. Флегегон (огненная река) под землей плывут к фонтану "Семиструйка", а оттуда, сливаясь с потоками р. Лета (река забвения), также впадают в р. Стикс. Этот выход виднеется в набережной Нижнего пруда, как раз около статуи Аполлона Бельведерского. Выходы еще двух подземных речек расположены друг против друга: одна - Океан, вытекает с урочища "Зверинец", вторая Мнемосина (река памяти), образовав бассейн напротив храма "Посейдона", впадает в Нижний пруд с Площади собраний, где стоят на набережной две гранитные скамьи.

Название речки Стикс и те представления, которые возникают у человека, который знает связанный с нею миф, описали С. Трембецкий, С. Гроза и Т. Темери.

Стикс (Ненавистная) - в греческой мифологии божество, именем которого названа одна из речек, семь раз оббегает подземное царство Аида. Стикс - одна из старейших дочерей Океана и Тефиды. Во время ссор богов по приказу Зевса они, принесенные Еридой, клянутся над водой Стикса. Бог, который нарушил клятву, год лежит бездыханный, девять лет живет далеко от Олимпа и только на десятый год возвращается назад. От брака с Паллантом Стикс родила Зависть (Ревность), Нике (Победу), Силу (Власть) и Мощь, которые всегда сопровождали Зевса. Речками Ахеронт и Стикс мрачный Харон перевозит умерших в подземное царство Аида за определенную плату. Аид - в греческой мифологии властитель царства мертвых. Вход в него охраняет ужасный трёхглавый пес Цербер. Суд над мертвыми, которые попали в подземное царство, осуществляют сыны Зевса - Минос, Еад и Радаманф. Они направляют души умерших или на Елисейски поля и Остров блаженных, или в Тартар. Тартар - в греческой мифологии пространство, которое находится в глубине космоса, ниже Аида. Тартар - это нижнее небо (в противоположность Олимпу - верхнему небу).

Теперь направим наши взгляды чуть правее от водопада, в Долину гигантов - так назвал Т. Темери эту красочно украшенную камнями и водой местность. Хоть бы как пристально не всматривались бы вы в это хаотическое нагромождение гранитных глыб и скал, невозможно заметить ничего искусственного, противоестественного.

Старинный греческий миф о рождении мира живо воспроизводится в нашем воображении, когда перед нами меняются картины одна за другой. Здесь вы узнаете о происхождении Урана и Геи, о том, как появился большой род титанов и их младших братьев - циклопов, которым судьба определила бездонную пропасть Тартара.

Новое поколение богов, которое расположилось на вершине Олимпа во главе с Зевсом, воевало против титанов, которые расположились на горе Острис во главе с отцом Зевса Кроносом. Десять лет продолжалась смертельная битва. Зевс непрестанно метал по врагам молнии, а его сторукие помощники бросали в титанов одновременно триста скал, осыпая их как будто облаком камней. Наконец победили титанов, но против олимпийцев поднялся род гигантов. Для победы над ними призвали Геракла, который вместе с Дионисом, который неожиданно пришел ему на помощь, победил гигантов.

Следовательно, вашему взгляду открываются места бывших боев, картина, созданная не в мастерской художника, а воспроизведенная в натуре руками, потом и кровью неизвестных героев - крепостных Потоцкого. Во время устройства Нижнего пруда крепостные, вырубая его ложе в гранитной подошве, переместили эти камни сюда, расположив так, как будто их действительно разбрасывали во время битв богов и титанов. Рассматривая эту картину, мы еще раз удивляемся, восхищаемся гениальностью Л. Метцеля, который сумел так удачно воспроизвести в каменном хаосе сюжет древнегреческого мифа. Здесь художественная выразительность достигается композиционным сочетанием малых и больших камней в разнообразные группы и размещением их среди естественных скал.

Перейдя через металлический мостик, мы попадаем на Площадь собраний. Вокруг нее расположены разнообразные интересные архитектурные элементы парковой композиции. Знакомство с одним из объектов парка начнем, цитируя дословно его описание в путеводителе Т. Темери (Themery, 1846): ".. Перейдя через железный мостик, идем налево к огромной скале и, пройдя дорожкой, которая ведет к ее подножию, через несколько шагов окажемся под второй скалой, достаточно своеобразная величина и расположение которой заставляет дрожать: кажется, что она отрывается от горы, которая ее породила, и, чуть зависши на двух скалах, что ее остановили, продолжает катиться и вас раздавит. Охваченные страхом, отходим и направляемся к Площади собраний".

Так описывает Т. Темери этот правдоподобно натуральный, как будто самой природой мастерски построенный грот. Огромная гранитная глыба, весом больше 300 тонн, зависла без опоры и удерживается только на трех точках и, кажется, вот-вот упадет.

В современных путеводителях грот называют Гротом страха и сомнения. Впервые название гроту находим в рукописном очерке Л. О. Казаринова как Грот страха и недоверия, а потом И. А. Косаревский (1951) называет его Гротом страха и сомнения. Л. О. Казаринов сообщает, что в 1910 г. один из местных архитекторов признал, что камень этот неустойчивый, опасный для жизни посетителей. Назначили комиссию. Она сделала вывод, что место это необходимо заградить, а вход закрыть. Однако, спустя некоторое время ограждение, состарившись, разрушилось и его убрали, а посетители парка и до этого времени внимательно разглядывают этот необычный, единственный в своем роде грот, пораженные оригинальным замыслом Л. Метцеля и мастерством, с которым он сумел создать эту уникальную композицию гранитных скал по мотивам греческого мифа о Тантале.

Танталл был любимцем богов и удостоился большой чести для смертного: он посещал собрания и банкеты богов на Олимпе. Загордился Танталл, оскорбил богов, и за это его сбросили в Аид. Мифы различно объясняют вину Тантала:
а) он предал огласке людям тайные постановления Зевса;
б) похитил со стола богов нектар и амброзию и угощал ими людей;
в) желая узнать, всезнающие ли боги, накормил их мясом своего сына Пелопоса и тому подобное.

О том, как наказали боги Тантала существует два рассказа. По одному, Танталл в подземном царстве стоял по горло в воде и мучался жаждой, но когда он хотел сделать хотя бы один глоток, воды отступала; не мог утолить нестерпимый голод: ветви с плодами, которые висели над ним, отклонялись, когда Танталл протягивал руку, чтобы их сорвать.

За другой версией, Танталл мучался страхом, потому что над ним нависала скала, которая колебалась и ежеминутно угрожала сорваться и раздавить его.

Следовательно, исходя из сюжета мифа, мы предлагаем этот грот именовать Гротом Тантала. Следует еще добавить, что надежность этого сооружения проверила сама природа. В 1838, 1976, 1986 гг., когда в Умани случались значительной силы землетрясения, грот остался невредимым.

1987 года специалисты института "Укрпроектреставрация" обследовав грот, пришли к выводу, что это сооружение вполне надежное и не составляет никакой опасности для посетителей. Там же, рядом, наше внимание привлекают огромные гранитные глыбы, которые окружают Грот Тантала и своей необычной причудливой формой изображают то фигуру слона, то шапку русских князей, но скорее всего соответствуют мифу о камне Сизифа.

Осмотрев Грот Тантала, возвращаемся к центральной части Площади собраний. Это название впервые встречается в Т. Темери. 3. Я. Иванова и Б. С. Сидорук (1976) высказали свое предположение, что это название появилось в период, когда "Софиевка" пребывала в ведении управления военных поселений. И с этим можно согласиться. В то время в парке в воскресные дни играл военный оркестр, и благородные люди города собирались здесь, чтобы послушать музыку, потанцевать. Но площадь создана в первый период строительства парка, поэтому, безусловно, соответственно замыслу автора должна была бы воспроизводить, так же, как и все другие видовой участки парка, сюжет какого-нибудь мифа. Но, к сожалению, в поэме С. Трембецкий ничего не рассказал об этом волшебном, всегда оживленном уголке парка, откуда можно наблюдать и за фонтаном Змея, и за Террасой Муз, и за Большим водопадом.

Никаких мифов о Площади собраний не сбереглось. В. Иващенко (1895) замечает, что все композиционные участки парка сначала имели названия классические, взятые с греческой и римской мифологии. "Теперь, - пишет он дальше, - эти названия совсем забыты или их заменили другими". Предлагаемый труд как раз и является очередной попыткой возобновить эти классические названия.

Учитывая топографию, мы делаем предположение, что творец парка в этой местности хотел отобразить один из мифов, а именно Остров блаженных. На этот остров судьи подземного царства Аида направляли души праведных. Остров блаженных в античной литературе описывается, как страна вечного счастья. Еще издалека слышится приятный аромат цветов: нежный запах роз, нарциссов, гиацинт, лилий, фиалок, мирта, лавра, виноградной лозы. Там текут реки, прозрачные, как хрусталь, ласковый ветерок слегка колышет лес и в его ветвях, не переставая, звучит волшебная песня. Здесь господствует вечная весна и жизнь проходит в развлечениях, прогулках, приятных беседах.

Площадь собраний обрамлена деревянными лавочками, на которых, удобно устроившись, отдыхают посетители. Находится она на полуострове овальной формы. В центре площади привлекает внимание бассейн, посредине которого установлена огромная гранитная ваза. Вода в бассейн поступает подземной чугунной трубой с Верхнего пруда и держится на одном уровне, потому что избыток воды отводится в Нижний пруд через проложенный под землей гранитный канал. Раковину вазы украшают яркие цветы, которые поневоле привлекают взгляды посетителей. Когда же идешь вокруг этого овального бассейна, то имеешь возможность любоваться прекрасными пейзажами, которые последовательно сменяют друг друга.

С. Гроза (Groza, 1843), описывая этот зеленый полуостров, поведал, что в восточном направлении, напротив бассейна, среди липовых насаждений размещен гранитный алтарь, названный храмом Венеры. Алтарь - это гранит 6 локтей и 22 дюйма длиной, 5 локтей и 15 дюймов шириной. Гладко вырезанный, имеет две ступеньки, а с боков установлено 6 гранитных столбиков в локоть высотой. В каждом углу на столбах установлены мраморные вазы с прекрасными пышными цветами.

Т. Темери, описывая этот уголок парка немногим позже, уже ничего не вспоминает о храме Венеры, а замечает, что здесь вокруг постамента, на котором находилась статуя Париса, в особых случаях, размещались музыканты. Копия мраморной статуи Париса украшает это место и сегодня. За все это время она несколько раз реставрировалась, и последний раз в 1988 году.

Подытоживая все выше сказанное об этой центральной части парка, можно допустить, что "Площадь Собраний" задумана, создана и названа самим Л. Метцелем. Ведь Гомер, описывая приключения Одиссея, рассказывает, как после всех лишений, благодаря заступничеству богов, морская волна, наконец, выбрасывает его обессиленное тело на остров, где жили феаки, мифический народ, который хорошо знался на мореходстве и кораблестроении. Алкиной - внук бога Посейдона, мудрый властитель феаков, что приютил Одиссея и отправил, как мы уже выше вспоминали, его в Итаку, собрал на площади собраний всех знатных людей, которые расселись на деревянных скамейках и камнях. Посреди площади возвышался храм Посейдона, а несколько в стороне размещен храм Афродиты, о котором, как сказано выше, в свое времени писал С. Гроза.

Как видим, все здесь отвечает описанию Гомера, и потому в будущем мы считаем эту местность следует называть Площадь собраний феаков, а бассейн Рыбок - храм Посейдона, алтарь, на котором стоит Парис, уместно называть Храмом богини любви Афродиты.

Остановимся еще на несколько минут в этом месте, чтобы рассказать о воспоминаниях старожилов об этой местности и познакомиться с мифом о Парисе.

В. Иващенко (1895) писал: ".. Тепер. будет уместно привести рассказ уважаемой пожилой С-ой, старожила Умани, об открытии сада. Этот рассказ она слышала еще в молодости многократно от очевидцев этого события. В день именин Софии Потоцкой 1800 года ее муж пригласил много гостей и с ними все направились в сад. На площадке, около бассейна с золотыми рыбками, стояли палатки, в которых все было приготовлено для банкета. Наиболее красивая палатка с ярких восточных тканей предназначалась для героини этого торжественного зрелища. Вечером, когда гости уже осмотрели сад и налюбовались его красотами и чудесами, была устроена иллюминация, и особенно было красивым озеро, в котором отражались берега, которые светились огнями.

Но вот на небо вышла луна и осветила своим чудесным лазурным сиянием весь сад, а по озеру двигалась группа наяд в белоснежной одежде, освещенная мерцающими лучами луны. Когда они приблизились к ступеням, которые заканчивались в воде, то все пирующие увидели 12 красавиц в серебристой одежде, украшенных цветами, с распущенными волосами, они держали венки. В это время с палатки выходит хозяйка, на ней поверх платья наброшено манто темно-коричневого цвета с ярко-желтой подкладкой. Она подходит к одному из мужчин, что сидел среди других гостей, подает ему руку и ведет к ступеням.

Невысокий, немного сутуловатый, скромно одетый Метцель - а это был он - волнуется от необычного внимания, которое выявляют к нему. Когда же наяды начали петь кантату, в которой возвеличивается искусство строителя сада, то спутник Софии совсем растерялся. Пение закончилось, нимфы вышли на берег и увенчали его венками. Скромный, сконфуженный, волнуясь, шепелявя, он начал отказываться от оваций, считая, что он не стоит их".

Парис - троянский царевич, второй сын царя Трои и его жены Гекубы. Когда Гекуба еще была беременна, ей приснился страшный сон, как будто она родила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Провидцы объяснили сон царицы так: сын, которого она ожидает, будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел отнести и покинуть его на горе Иди, надеясь, что там его раздерут звери. Однако дитя уцелело, ибо его нашел и воспитал пастух. Именно к этому времени пребывания Париса на Иди античные источники относят и знаменитый суд Париса над тремя богинями, которые спорили, кто из них краше. На свою свадьбу с Пелеем морская нимфа Фетида пригласила всех богов Олимпа, кроме богини расстройства и ссор Ериды. Она же пришла незванной и подбросила яблоко с надписью "самой прекрасной". Из-за этого яблока возник спор между Герою, Афиной и Афродитой. Богини обратились к Зевсу, чтобы он решил, кому должно получить яблоко. Зевс отослал богинь в сопровождении Гермеса на гору Иди к Парису. Желая склонить Париса к себе, Гера предлагала ему власть и богатство, Афина - мудрость и военную славу, Афродита - наиболее красивую женщину на Земле в жены. Парис назвал самой прекрасной из богинь Афродиту и отдал ей яблоко. С тех пор Афродита всегда была покровительницей Париса, а Гера и Афина относилась к нему по-вражески.

Самая красивая в мире женщина, Елена, была женой спартанского царя Менелая. Парис пожаловал к Менелаю в гости и коварно соблазнил его жену. Елена убежала с Парисом в Трою. По пересказам старинных греков, тогда и началась Троянский война, которая продолжалась с 1194 по 1184 год до н. э.. Существование Трой доказал немецкий ученый Генрих Шлиман (1822-1890).

Сын бедного пастора, рано осиротелый, Шлиман с детства лелеял одну мечту: доказать, что описанные в гомеровском эпосе события произошли на самом деле. Г. Шлиман получил самостоятельно образование, став коммерсантом, разбогател, изучил 15 языков, в т. ч. и древнегреческий, а потом за собственные деньги начал раскопки в Турции на горе Гисарлик, где, как он думал, когда-то стояла гомеровская Троя. Как известно, последствия раскопок удивили весь мир, ибо археолог-самоучка доказал, что Троя действительно существовала.

Парк, как научное учреждение Национальной Академии Наук Украины, активно занимается исследованиями, связаными с изучением природной и культурной флоры южной Лесостепи Украины, а также интродукцией и аклиматизацией растений в регионе.

Статья директора дендропарка
И.С.Косенка подводит итог этого участка работы парка:

50-летие Национального дендрологического парка "Софиевка" как научного учреждения НАН Украины

В итоговой статье И.С.Косенка сделан обзор всей истории парка с момента основания до сегодняшних дней:
205 лет основания Софиевки

Коллективом парка издан каталог растений , в котором насчитывается 1 994 таксона, с них 1220 деревных и кустовых пород и 774 травянистых растений, в том числе 25 таксонов орешников, 24 — буков, 41 — елей, 44 — можжевельников, 100 — лиан, 320 — роз, 57 — рододендронов, 376 — почвопокровных и 98 — цветочных растений.
Каталог (zip 380 КБ)

Питомник дендропарка является уникальным центром по выращиванию посадочного материала хвойних и лиственных деревьев, кустов, роз - всего более 200 позиций.
Прайс-лист
Просмотреть|Скачать (22 КБ)

Красоту парка воспело много поэтов, но поэма польского поэта С.Трембецкого занимает особенное место. Написанная в 1811 году, она представляет собой путеводитель в стихах по парку.
"Sofiowka" и комментарии к ней Адама Мицкевича
(по-польски)

Парк как туристический центр предлагает своим гостям комплекс услуг - экскурсионное сопровождение на шести языках, отель, ресторан, конференц-зал и пр.
Подробный перечень услуг