ОФИЦИАЛЬНИЙ САЙТ НАЦИОНАЛЬНОГО ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА "СОФИЕВКА"   www.sofiyivka.org.ua украинский english
- 2 -

Известно, что в Англии, которая была законодательнецей мод в садово-парковом искусстве в конце XVII ст., в литературном отношении возник целый ряд явлений, близких к сентиментализму. Это период, который принято называть предромантизмом, что предшествовал романтизму начала XIX ст. Наиболее позитивным в предромантичной литературе конца XVIII ст. было обращение к народному творчеству. Возмущаясь эгоистической и ничтожной современностью, грустя за героическим и поэтическим прошлым, многие из писателей Англии обращаются к народным (английским, шотландским и ирландским) песням и балладам. Быстрое исчезновение этих памяток народного творчества заставляет писателей и ученых бережливо записывать песни и легенды, которые еще сбереглись.

В традициях народного творчества выдал в 1762-1765 гг. свои "Произведения Оссиана" сын шотландского крестьянина, сельский учитель и собиратель фольклора Джеймс Макферсон (1736-1796), "Поэмы Оссиана сына Фингала", которые имели большой успех и не только в Англии.

Оссиан - шотландский бард III ст., сопровождал своего отца, короля Морвена, в его походе на Ирландию; после смерти отца он принимает командование войском. Со временем, постарев и ослепши, Оссиан оставляет государственную деятельность и начинает составлять песни в память о своем сыне, Оскаре, который был коварно убит. Вдова сына, Мальвина, остается около Оссиана, изучает его поэзию и передает другим.

Эпический рассказ Оссиана постоянно прерывается лирическими отступлениями, меланхоличными обращениями к солнцу, звездам и стихиям. Главные эпизоды поэмы носят не героический, а любовный характер. Распространенный в шотландской народной поэзии мотив родительной вражды и гибели двух влюбленных из враждующих родов особенно часто используется в этом произведении. Прекрасные девушки (Кольма, Даура и др.), о которых поет Оссиан, покидают своих родителей, чтобы убежать с любимыми, но погибают, став жертвами родительской вражды и коварства врагов. Кольма оплакивает новобрачного и брата, которые убили друг друга в поединке, и умирает от горя; Даура погибает на скале, что посреди моря, а в это время брат, новобрачный и отец напрасно пытаются спасти ее.

Лирические отступы Оссиана пронизаны мрачной безнадежностью, как и трагические эпизоды его рассказов. Судьба каждого из героев поэм заканчивается трагически, далее идет описание его могилы. "Тесно теперь твое жилище!" - говорится в поэме об одном из героев. - Мрачное место твоего покоя! Тремя шагами я обхожу теперь твою могилу. А каким величественным ты раньше был! Четыре камня со мхом покрытыми вершинами единственный памятник о тебе. Дерево с негустой листвой, высокая трава, что шумит под ветром, указывают глазам охотника могилу Морара..."

Поэмы Макферсона, невзирая на свойственную им мрачность и слезливо-сентиментальную патетику, имели большое значение для развития мировой литературы и, естественно, нашли свое отображение в садово-парковом искусстве. Оссиана, как выдающегося певца народного эпоса Шотландии, называли "северным Гомером". Образами Оссиана вдохновлялся молодой Гете, а позже Байрон и Гюго. Как показали исследование Ю. Д. Левина "Оссиан в русской литературе", Россия также не осталась в стороне от этого европейского литературно-общественного восторга (Левин, 1980). Оссиановские темы нашли свое отображение в творчестве Карамзина, Державина, Жуковского, Озерова и Гнедича, Рилеева и Кюхельбекера, Пушкина и Лермонтова. Как замечает Ю. Д. Левин, они оставили след в поэзии декабристов, содействовали становлению русского романтизма.

Учитывая, что в Умани жил один из руководителей Южного общества декабристов С. Г. Волконский и сюда приезжали декабристы П. И. Пестель, М. П. Бестужев-Рюмин, В. Денисов, а в 1821 г., проездом в Тульчин, возможно, посетил Умань и А. С. Пушкин, можно целиком согласиться с исследованиями Д. С. Лихачова, что оссианические мотивы нашли свое отображение и в" "Софиевке" и, по нашему мнению, в первую очередь на участке от Главного входа до Тарпейской скалы, которая, как известно, строилась в период с 1838 по 1859 гг.

На склоне слева раскинулась естественная дубрава, которую назвали Дубинкой. Действительно, на этом месте когда-то был дубовый лес, но от него сберегся только один 300-летний дуб на опушке около Китайской беседки. А эти деревья, которые создают картину густого естественного дикого леса, высажены позже, возраст их меньше 200 лет. Часть их посажена еще в первый период строительства парка, часть - позже, а еще больше здесь самосева, который годами не вырубался, и только в течение 1999-2002 гг. грабы, клены, ясени и другие самосеющиеся деревья и кусты были вырезаны, выкорчеваны и после планирования посеян газон. Теперь этот участок парка любует глаз посетителей красотой великанов-дубов и свежей зеленью газона. Лет 50 тому, за Дубинкой высажены и деревья-экзоты. Вернее было бы назвать этот участок Грековым лесом, ведь когда-то в этом районе Умани был этот лес, известный со времен турецкого нашествия в 1674 г. (Летопись Самовидца. К., 1971. с. 119). Очевидно, от названия леса и балка, которая проходит через весь парк вдоль южного его краю, получила название Грековой. Последние остатки Грекового леса, которые еще сохранялись на вершине Грековой балки, были вырублены и проданы в начале XX ст. для пополнения местной казны.

Сразу около входа в парк слева, вверх по склону протягивается дорога, длиной 1 км, которая ведет к административно-хозяйственной зоне. Она проложена в 1986 г., а в 2002 г., после окончания строительства нового пруда, ее перестроили.

Привлекает внимание своей красочностью возвышенность, засаженная можжевельником казачьим, туей, елями. Под этой насыпью, как мы уже отмечали, бассейн для сбора воды из источника "Грот Дианы", построенный в 1838 г. Рядом расположена план-карта "Софиевки" (автор - бывший главный архитектор города П. Клименко), на которой обозначены главные объекты парка, дана короткая историческая справка.

Направляясь Главной аллеей, которая вьется вдоль русла речки Камянки, любуемся живописными пейзажами, слушаем пение птиц, шелест листвы над головой, удивляемся неповторимой красоте природы и созданию человеческих рук. На левом берегу каменные композиции, гроты. О них не сбереглось легенд, мифов или даже народных пересказов, чем так богата "Софиевка". Это, по нашему мнению, есть также доказательством того, что этот участок, созданный во второй период строительства парка, отображает оссианические мотивы, модные в то время в искусстве и среди образованных людей России. Вот эта группа гранитных глыб, где растет таксодий двухрядный, разве не напоминает символическую могилу с четырех камней одного из героев поэмы Морара?

А там рядом огромный грот, образованный нависшей глыбой гранита, действительно может отображать Фингалову пещеру (Фингалова пещера находится в Великобритании на побережье острова Стаффа (Гебридские острова), ее длина около 70 м, а высота до 30 м. Дно покрыто водой. Имеет многогранные базальтовые столбы, в ней очень своеобразная акустика).

Дальше по ходу Главной аллеи на высокой каменистой скале виднеется деревянная беседка. Легкой конструкции, она как будто завершает скалу, удачно вписывается в окружающий пейзаж. Впервые она установлена в 1839 году, позже, когда она состарилась, ее сняли, и только в 1950 году возобновили опять.

Скала называется Тарпейской. Так называется юго-западная стена Капитолийской крепости Древнего Рима, которая сбереглась до нашего времени. Это название впервые встречается в очерке Л. О. Казаринова. При Потоцких здесь заканчивался парк.

Одна из легенд рассказывает нам, что Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима), желая закрепить мирные отношения с соседними племенами, хотел женить своих воинов с их девушками. Но они не доверяли римлянам и не хотели отдавать девушек за них. Ромул приказал устроить праздники, на которые приглашал соседей. Во время одного из праздников по знаку Ромула его воины захватили девушек из племени сабинян. Тит Таций, царь сабинян, объявил войну. Но Капитолийская крепость, огражденная высокими стенами, была неприступной. Титу Тацию удалось договориться с дочерью первого консула Капитолийской крепости Тарпеею: она отворит им ворота, за что получит все, что носили воины на левой руке, а носили они массивные золотые браслеты. Когда сабиняне ворвались в крепость, Тит Таций, в знак пренебрежения к предательнице, вместе с браслетом бросил к ее ногам щит, ведь щиты носили также на левой руке. Все воины по примеру своего вождя сделали то же, и Тарпея погибла под щитами. А конфликт закончился мирно: осада крепости продолжалась несколько месяцев, за это время сабинянки убедились, что они не рабыни, а женщины, которых любят и уважают, им стало жалко своих мужчин. Распустив в знак печали волосы, они бросились к своим родителям и братьям, моля не убивать их мужчин.

А тело Тарпеи сбросили со стены, которая с того времени и называется Тарпейской. Обычай сбрасывать с этой стены осужденных на смерть государственных преступников существовал в Риме вплоть до нашего времени.

Но этот участок парка можно рассматривать и с позиции оссианических мотивов. Можно допустить, что скала, на которой стоит беседка, то окруженная морем одинокая каменная глыба, на которой погибла Лаура - одна из героинь Д. Ж. Макферсона, особенно, если учесть, что в 1841 году планировалось провести воду под эту скалу и устроить здесь каскад (документ N1 п. 7). А. О. Казаринов вспоминает в своем очерке о как будто специально устроенном здесь пиявочнике. Возможно, подведения воды к скале не довели до конца после приезда Николая И, который не дал согласия на введение элементов оссианизма в мотивы "Софиевки", о чем свидетельствуют и переделанные с готического в классический стиль входные башни. Поэтому, в круглом водоеме (сейчас это сухой котлован) могли водиться и пиявки.

В парке еще много неразгаданных тайн, которые надлежит раскрыть, глубоко изучив литературное наследие и архивные материалы прошлого.

Слева по ходу маршрута малозаметный камень, на котором выбиты и цифры "1838". Это дата строительства Главной аллеи и водопровода. Кроме того, это своеобразный памятник безымянным строителям-мастерам, чьим трудом создавалась эта часть парка. До наводнения 1980 года этого камня никто не помнит, по-видимому, он "заплыл" грунтом еще много лет назад.

Немного далее источник "Серебряные источники". Оформление его выполнено в античном стиле. Перед вами подковоподобное сооружение, на краях которого две гранитные вазы с декоративными растениями. На средней части вертикальной стенки этого гранитного сооружения декорированные бронзой трубки, с которых весело бегут ручейки хрустально-чистой родниковой воды, что весело перекликаються между собой нежным журчанием, как будто приглашают путешественника напиться целебной влаги.

Фонтан "Серебряные источники" был построен в 1974 г. по проекту киевского архитектора О. И. Лопушинской на месте будки с железной трубой для выпуска воды, которая стояла здесь с 1850 г. (согласно рукописи А. О. Казаринова).

Парк, как научное учреждение Национальной Академии Наук Украины, активно занимается исследованиями, связаными с изучением природной и культурной флоры южной Лесостепи Украины, а также интродукцией и аклиматизацией растений в регионе.

Статья директора дендропарка
И.С.Косенка подводит итог этого участка работы парка:

50-летие Национального дендрологического парка "Софиевка" как научного учреждения НАН Украины

В итоговой статье И.С.Косенка сделан обзор всей истории парка с момента основания до сегодняшних дней:
205 лет основания Софиевки

Коллективом парка издан каталог растений , в котором насчитывается 1 994 таксона, с них 1220 деревных и кустовых пород и 774 травянистых растений, в том числе 25 таксонов орешников, 24 — буков, 41 — елей, 44 — можжевельников, 100 — лиан, 320 — роз, 57 — рододендронов, 376 — почвопокровных и 98 — цветочных растений.
Каталог (zip 380 КБ)

Питомник дендропарка является уникальным центром по выращиванию посадочного материала хвойних и лиственных деревьев, кустов, роз - всего более 200 позиций.
Прайс-лист
Просмотреть|Скачать (22 КБ)

Красоту парка воспело много поэтов, но поэма польского поэта С.Трембецкого занимает особенное место. Написанная в 1811 году, она представляет собой путеводитель в стихах по парку.
"Sofiowka" и комментарии к ней Адама Мицкевича
(по-польски)

Парк как туристический центр предлагает своим гостям комплекс услуг - экскурсионное сопровождение на шести языках, отель, ресторан, конференц-зал и пр.
Подробный перечень услуг