От павильона Флоры идем нижней аллеей и обращаем внимание на его противоположный
берег. Там причудливое нагромождение скал в окружении разнообразной растительности
создает удивительные яркие картины, кажется, что их создала сама природа. Только
при более внимательном осмотре можно заметить, что то все - создание умелых
человеческих рук.
Привлекает внимание высаженная на крутом склоне в 1986 году, редкая в нашей
местности черемуха Маака. На родине, в Приморском крае, ее называют медвежьей
черемухой. Дерево очень красивое, цветы ее мелкие, но их много, осенью листва
приобретает необычный лимонный цвет.
К нижней аллее прилегает двохсотлетняя дубрава Дубинка, которая здесь густо
заросла деревьями и кустами. Остановимся около широкой впадины в просвете между
деревьями. В 1987 году эту впадину засадили барвинком. Это излюбленное в Украине
вечнозеленое травянистое растение, реликт третичного периода. Весной покрывается
голубыми цветами.
В центре на Верхней аллее статуя Гермеса (у римлян Меркурий). Эта статуя находится
в парке с 1800 года, ее устанавливали, как и другие статуи, в различных местах
парка и неоднократно реставрировали. Гермес один из наиболее давних и уважаемых
богов Греции. Покровитель ремесел, искусства, торговли, а также путешественников.
О нем существует много интересных легенд. И не зря, ибо он знаток магии, астрологии.
Его называли мудрый, счастливый, миротворец. Считали, что он охотно помогал
людям, был посредником между богами и людьми. Гомер о нем писал, что он быстрый,
как мысль, а в мифах еще встречается название "живое серебро".
Когда смотришь на противоположный восточный берег, поневоле
привлекает внимание огромная глыба гранита, которая наполовину
выступает с воды, ее назвали Камнем смерти. Это название впервые
вспоминается в рукописном очерке Л. О. Казаринова. Существует
даже легенда о сотнях крепостных, которые погибли, когда скала
сорвалась с места, где ее устанавливали. Но при строительстве
"Софиевки" этого не могло произойти. Архитектор Л. Метцель,
который чрезвычайно тонко и точно рассчитывал намного более
сложные сооружения, в чем каждый имеет возможность убедиться,
осматривая парк, не мог допустить такой ошибки. Мы считаем,
что эта глыба лежит там, где ей и положено быть, согласно замысла
зодчего, недалеко от скалы, которую описал первый поэт "Софиевки"
С. Трембецкий под названием Левкадской. Скала эта связанная
с трагическими событиями, которые произошли в старинной Греции,
в частности, в жизни поэтессы Сафо (VІІ-VІ ст. до н.э.). Ее
также вспоминает С. Трембецкий.
Родиной Сафо был остров Лесбос в Егейскому море. Поэтесса организовала кружок
со знатных девушек, где учила их музыке, танцам, составлению песен и назвала
кружок "Дом служительниц муз". За греческой мифологией, на этом же острове жил
простой смертный Фаон. Как-то ему пришлось перевозить лодкой богиню любви Афродиту.
С нее он не взял соответствующей оплаты, и в награду богиня дала ему чудодейственное
снадобье, которое превратило его в юношу-красавца. Все женщины влюблялись в
него, но Фаон отклонял их любовь. За версией римского поэта Овидия, в Фаона
влюбилась до безумия Сафо, но он пренебрег ее чувство, и поэтесса в отчаянии
бросилась в Ионический море с Левкадской скалы. Левкада (следовательно, можно
допустить, что этот камень символически определяет остров Лесбос от "левкас"
- белый) мифическая "белая скала" на крайнем западе около входа в подземное
царство Аида.
Расположенный несколько выше Левкадской скалы и острова Лесбос соседний с ним
участок называют Кавказской горой. Это название впервые вспоминает О. Л. Липа
(1948 г.) в своей монографии "Софиевка". До появления этого труда местность
выше Левкадской скалы называлась просто каменистым участком. Своим живописным
рельефом и нагромождением больших гранитных глыб это место действительно в чем-то
напоминает Кавказ и логично связывается с мифом о титане Прометее. После победы
богов над титанами, Прометей стал сторонником людей. Он похитил огонь с Олимпа,
принес его людям и научил пользоваться им. Зевс отобрал огонь у людей и наказал
Прометей за неповиновение богам, велев приковать его к скале на Кавказе. К тому
же орел каждый день выклёвывал ему печень, но она вырастала вновь. Муки Прометея
продолжались тысячелетие, пока Геракл (по согласию Зевса) не убил орла и освободил
титана. Прометей стал одним из наиболее ярких образов греческой мифологии. Это
титан, который ненавидит тиранию, борется за правду и во имя идеи способный
пойти на жесточайшие пытки. Пересказ о Прометее с наиболее давних времен привлекал
внимание поэтов и писателей.
После основательной работы над гомеровской "Одиссеей" мы допускаем, что Л.
Метцель этот каменистый берег скорее всего создавал как берег острова Итаки,
родины знаменитого Одиссея. Остров Итака и Левкадска скала находятся в Ионическом
море. Если следовать этому, камень, который лежит в воде и символизирует, по
нашим ранее высказанным предположениям, о. Лесбос, может и не быть островом
Лесбос, который находится в Егейскому море, а скорее может символически отображать
силуэт того корабля, на котором феакийцы доставили спящего Одиссея на его родину
после того, как тот добрался до Феакии с острова Каллипсо. С мифов известно,
что бог моря Посейдон с разрешения Зевса наказал феакийцев за то, что они решили
помочь Одиссею. После возвращения корабля с 52-мя гребцами-феакийцами с о. Итаки,
он накрыл корабль с гребцами ладонью, и они навеки превратились в камень. Возможно,
отсюда пошло название "камень смерти". А, возможно, это тот островок Астерида,
на котором, в соответствии с Гомером, женихи Пенелопы, жены Одиссея, делали
засаду, чтобы убить Телемаха, сына Одиссея, который отплыл с о. Итаки на поиски
своего отца.
Сегодня, бесспорно, тяжело разгадать все замыслы талантливого Л. Метцеля, который,
по нашему мнению, в гротах, скалах, источниках, водопадах, отдельных камнях
и растениях удачно материализовал древнегреческие мифы о богах и, в первую очередь,
гомеровскую "Одиссею". Об этом свидетельствует и описание нами этого участка
парка, где камень, который лежит в воде, можно вообразить и как о. Лесбос, и
как о. Астерида, и как камень смерти корабля феакийцив вместе с ними, но никак
не камень смерти крепостных, которые строили этот парк, как об этом писали.
По утверждению С. Грозы, неподалеку от обрыва как будто выглаженной
скалы (так он называл Левкадску скалу) в восьмиугольной балюстраде
на гранитном постаменте стояла грациозный статуя Купидона (Амура).
Во время праздников или торжественных приемов гостей здесь звучала
музыка, ее звуки вторились скалами, деревьями, водой и разносились
по всему парку. При А. Потоцком, который, в отличие от отца,
пытался показать себя польским патриотом, на Кавказской горке
(далее острове Итака), была установлена с белого мрамора статуя
руководителя польского восстания 1794 года Тадеуша Костюшка.
1847 года по приказу Николая І, который тогда посетил Умань
и "Софиевку", статую Костюшка вместе со статуей наполеоновского
генерала Ю. Понятовского, которую также установил А. Потоцкий
на Елисейских полях, отправили в Гомель. Вместо этого, царь
пообещал прислать статую своей жены Александры Федоровны, на
честь которой "Софиевку" и начали называть "Царицин сад". И
в 1850 году эта статуя, которая изображала в бронзе царицу,
которая сидела в кресле, была установлена на Кавказской горке.
При советской власти статую царицы, как высокохудожественное
произведение известного русского скульптора В. О. Шервуда, отправили
в Петроградский Ермитаж. В 1939 году здесь установили памятник
В. И. Ленину. В 1941 году он был уничтоженный немцами. В 1964
году на Кавказской горке установили мраморный бюст великого
сына украинского народа Т. Г. Шевченко на том самом пьедестале,
на котором размещалась статуя царицы. В газете "Уманская зоря"
от 29 мая 1964 года опубликовали изображение памятника. Постамент
по своим размерам был несоответствующим для бюста, и в 1965
году изготовили новый гранитный пьедестал, но бюста Т. Г. Шевченко
так и не установили, его передали в село Родникивку в 1985 году,
где он стоит и сейчас.
Продолжая идти Нижней аллеей, мы приближаемся к террасе, которую
называют Бельвью, что значит "прекрасный вид". Терраса создана
парковой обслугой в 1838-1840 гг. под руководством главного
садовника Карл Ферре. Она представляет собой земляную насыпь
на склоне, на котором устроены террасированные дорожки, которые
поднимаются полуспиралью от подножия до верхней площадки. Отсюда
открывается чарующий пейзаж на Площадь собраний, Долину гигантов,
Большой водопад и другие необычные места. В 1841 году на большой
опушке Дубинка была установлена Китайская беседка. После этого
К. Ферре с парковой обслугой в 1842 г. проложил через дубраву
дорожку, вымощенную кирпичом, от террасы Бельвью до беседки.
С названием террасе не посчастливилось, кому-то пришла мысль
дать ей не художественное, а "индустриальное" и абсолютно ошибочное
название - "Винтовая горка". На аллее террасы Бельвью установлены
деревянные лавочки. Это прекрасное место для отдыха.
Немного далее по маршруту открывается небольшая живописная долина, которую
называют Зверинцем.В 1842 году здесь было установлено ограждение для удержания
животных, построен хлев длиной около 20 метров и шириной в 5 метров, а также
землянка для караульных. С архивных документов известно, что в 1854 году в Зверинце
еще были дикие козы. Но в смету Главного училища садоводства расходы на удержание
коз, а также фазанов, лебедей и золотых рыбок не входили. В столице признали,
что эта живность "может довольствоваться доходами училища".
Пройдем еще несколько шагов и остановимся около двухметровой статуи на высоком
гранитном пьедестале. Это знаменитый древнегреческий поэт-драматург Эврипид
(около 480-406 гг. до н.э.. Он изображен в полный рост со свитком в правой руке
и связкой рукописей около ног.
Эврипид - автор многих драматических произведений. Он первый показал на сцене
человеческие конфликты, он выгнал богов с царства ума как демонических существ
и засомневался в идеальном устройстве мира. Наиболее известные его трагедии
"Александр", "Медея", "Геракл", "Ипполит", "Вакханки". Античная литература замалчивает,
ничего не сообщает о создании статуи на его честь в 5 веке до н. э., а вспоминает
только одну, установленную посмертно в Афинах (вместе со статуей Эсхилла и Софокла
в театре Диониса, там, где в свое время были поставлены трагедии Эврипида (Хафнер,
1984).)
В Софиевку, как рассказывали старожилы (по сообщению В. Иващенко - 1895), эта
статуя привезена в парк с Херсонеса, где она была найдена во время раскопок.
Именно Иващенко начал называть ее Эврипидом. Сначала считали, что статуя изображает
византийского полководца Велисария (504-555 гг.), какой одержал при императоре
Юстиниане І многочисленные победы над иранцами и вандалами в Северной Африке,
а также остготами в Южной и Средней Италии. Скульптура Эврипида единственная
в парке, которую не переставляли на другое место со времени ее установления
в 1800 году. В 1996 году все оригиналы мраморных скульптур перенесены в музей,
а на их места установлены копии с гипса и оргстекла.
В работе Г. Хафнера (1984) "Выдающиеся портреты античности" отмечается, что
известен только прижизненный портрет Эврипида, который передавал его настоящий
образ и который сберегся в нескольких копиях. Копии статуи Эврипида Г. Хафнеру
неизвестны, но заметно большое подобие в чертах лица и особенностях прически
с портретом Эврипида, который был опубликован в книге Г. Хафнера и скульптуры,
которая стоит в парке. Не исключено, что это единственная в мире статуя Эврипида.
Проходя мимо горы Парнас, или террасы муз (о которой расскажем дальше), увидим
источник, расположенный в уютном уединенном местечке у подножия крутого склона.
Название источника Гиппокрены (Иппокрены) впервые встречается в С. Трембецкого.
Согласно греческой мифологией, источник Гиппокрены появился от удара копыта
крылатого коня Пегаса (отсюда буквально "лошадиный источник") на горе муз Геликони
в Беотии. Источник, который имеет чудодейственное свойство вдохновения, посвящен
Аполлону и музам.
На квадратном пьедестале около источника в 1851 году была установлена статуя
Венеры, которая купается, которая раньше стояла в гроте Аполлона. Копия из оргстекла,
выполненная в 1952 году, устанавливается и теперь в праздничные дни. Ниже от
статуи с гранитного пьедестала нежно струменить родниковая вода, которая в любую
пору года имеет одинаковую температуру. Вода наполняет бронзовую получашу, украшенную
декоративным изображением ужей, и, переливаясь через ее края, стекает по гранитному
подземному каналу в Нижний пруд. В этом месте всегда весело, каждый посетитель
пробует вкус воды, а экскурсовод обязательно прочитает отрывок со стихотворения
А. С. Пушкина:
И светлой Иппокреной,
С детства напоенный,
Под кровом вешних рос,
Поэтом я возрос.
С. Трембецкий в поэме "Софиевка" называет воду из источника Иппокрены подбадривающей
"королевой вод", которая укрепляет и дает силу. Он в поэтической форме обращается
к всем с призывом покончить с гибельной привычкой употреблять спиртные напитки,
которые одурманивают сознание, отравляют организм, ускоряют гибель человека,
и пить родниковую воду. Сам поэт прожил больше восьмидесяти лет, и, как утверждают
современники, спиртных напитков не употреблял.
Вода в Софиевке действительно целебная, принадлежит к разряду радоновых. В
период военных поселений около входа в парк со стороны города в 1847 году была
построена больница (Маркевич, 1847).
Следующий объект, о котором стоит рассказать, - Зеркало Дианы и источник в
нем. Это название гроту впервые вспоминается в поэме С. Трембецкого, хотя на
рисунке В. Аллана 1815г. он зовется "Грот-колодец". Вход к нему закрыт по чисто
гигиеническим причинам, потому что из источника гроту круглосуточно раньше поступало
в город, а теперь в источник "Железная рура" около Главного входа, около 280
куб. м воды. Построен грот в 1796-1800 гг. на подошве каменистой гряды. Его
стены выбиты в скале и выложены из огромных гранитных глыб. Как утверждает В.
Иващенко (1895), раньше в гроте стояла статуя Дианы по белому мрамору. Она чуть
освещалась небольшой полосой света, которая пробивалась через люк сверху грота,
ее отображение в хрустально чистой воде небольшого прямоугольного бассейна,
вырубленного в центре гранитного гроту отражалось, как в зеркале. Отсюда и название
"Зеркало Дианы". Здесь берет начало источник, который питает Гиппокрену и Серебряные
ручейки и "Железную руру" около входа в парк с улицы Садовой.
Но первые историки "Софиевки" С. Гроза и Т. Темери не сообщают о статуе Диане
в гроте. Т. Темери, ссылаясь на чрезвычайную чистоту и прозрачность воды в гроте,
замечает, что С. Трембецкий назвал это место Зеркалом Дианы. С. Гроза в своем
описании парка восторженно сообщает, что через отверстие грота в его бассейне
отражаются чрезвычайно чудесным эффектом ветви деревьев (Groza, 1843). На известной
гравюре Аллана, которая была в французском переводе С. Трембецкого "Софиевка"
(Trembecki, 1815), в гроте Дианы мы видим фигуру женщины, которая склонилась
к воде в бассейне, но нет постамента, на который обычно ставили скульптуру.
Скорее всего это не скульптура Дианы, а результат творческого воображения художника,
который украсил грот изображением красивой молодой женщины.
Диана - римская богиня растительности, олицетворение луны. Диану отождествляли
с Артемидой, поэтому она также считалась богиней охоты и защитницей диких зверей.
Прекрасная, вечно юная Артемида была нетронутой, и за мифом, любила отдыхать
в прохладных завитых зеленью гротах подальше от взглядов смертных. Однажды Актеон
охотился со своими товарищами в местах, где отдыхала богиня со своими подругами
- нимфами. В крутом склоне горы увидел Актеон чудесный грот, завитой зеленью,
около которого звенел прозрачный ручеек. Везде господствовала тишина, покой
и прохлада. Актеон зашел к гроту и увидел там Артемиду, которая, отдав свой
лук и стрелы одной из нимф, готовилась к купанию. Заметив Актеона, который как
раз заходил в грот, нимфы с шумом окружили богиню, а она, разгневавшись, превратила
его в оленя. Он пытался спастись бегством, но его догнали и растерзали собаки,
которые всегда сопровождали Артемиду.
Так погиб Актеон, который нарушил покой Артемиды, единственный из смертных,
кто увидел несравненную красоту дочери Зевса и Латони.
Присмотритесь внимательнее к местности, где вы находитесь. Создается впечатление,
что Л. Метцель воспроизвел в натуре сюжет мифа о Актеоне и Артемиде. Здесь есть
все: и грот, и прозрачный источник, и тишина, и прохлада, и покой.
|