ОФИЦИАЛЬНИЙ САЙТ НАЦИОНАЛЬНОГО ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА "СОФИЕВКА"   www.sofiyivka.org.ua украинский english
- 10 -

Однако идем дали по маршруту экскурсии и остановим наше внимание на своеобразном круглом павильоне, который назвали Фазанником. Этот павильон построен с круглых дубовых колонн, инкрустированный корой дуба, ясеня и клена. Установлен он в парку в 1812 г. Возможно, Л. Метцель воспользовался популярным в то время рисунком И. Г. Громанна, который был выпущен в Лейпциге в 1799г. как пособие для садово-парковых пейзажистов и назывался Вольер. Во время наводнения в 1980 г. Фазанник также был разрушен, а его кровлю поток воды занес аж на камни Критского лабиринта, где ее разобрали и вывезли частями. Кроме возобновленной кровли, павильон изготовлен с новых деталей за чертежами института "Укрпроектреставрация". Посреди павильона устроен небольшой бассейн с фонтаном в центре. Вода для него направляется по трубе с Верхнего пруда, высота водяной струи достигает 3-3,5 м. Т. Темери называет этот павильон просто птичником, а С. Гроза круглой проволочной клеткой, где нежное воркотание горлиц перекликаеться с гомоном ниспадающей воды фонтана, который бьет под самый потолок.

В современных литературных источниках нет сведений, что когда-то в парке удерживали фазанов. Но они были еще в 1859 году.

Подымемся наверх, на дамбу Верхнего пруда. Сначала пройдем по нижней асфальтовой дороге к бывшей пристани парома. Отсюда открывается во всей своей красоте диарама Верхнего пруда, который С. Трембецкий назвал Чарующим морем. Кажется, что его берега обрамлены пышной разнообразной растительностью, нарисованной сочными, яркими красками творческой рукой художника.

Наше внимание сразу привлекает остров, на котором ярко выделяется павильон, обсаженный экзотическими растениями. В литературных источниках встречаем различные названия, которые давались этому уникальному созданию человеческих рук и ума в течение существования парка. В современных путеводителях чаще всего его называют Остров любви. Впервые такое название читаем у В. Иващенко (1895). Но Иващенко вспоминает и его предыдущее название - остров Анти-Цирцеи. Именно под таким названием описывает его и С. Трембецкий. Поэт замечает, что нимфа-волшебница Цирцея превращала людей, которые попадали на ее остров, на различных чудовищ и зверей, а спутников Одиссея превратила в свиней. Но здесь в "Софиевке" на острове Анти-Цирцеи происходит противоположное: даже животные, которые побывали на острове, превращались на воспитанных, честных, деятельных и почтенных людей. Проводя такое аллегорическое сравнение, Трембецкий имел в виду, что садово-парковое искусство, так же, как и другие виды искусств, благотворно влияет на воспитание у человека лучших его качеств.

Остров, на котором, как считали давние греки, обитала волшебница Цирцея, назывался Ея. Они не сомневались, где он расположен: это небольшой скалистый островок около самих берегов Лации (Италия). Этот остров, который, благодаря речному наносу, соединился с суходолом, в наше время, называется горой Киреи.

Остров Анти-Цирцеи создан в первый период строительства парка в расширенной части Верхнего пруда, или Чарующего моря. Крепостные насыпали остров вручную и придали ему овальную формы с таким расчетом, чтобы не закрывать далекие перспективы пруда, которыми можно полюбоваться, прошедши немного дали от пристани по дамбе. Здесь же можно еще раз, уже сверху, осмотреть водопад и Елисейские поля.

Берега острова Анти-Цирцеи, так же, как и пруда, обложены гранитом. Связь с островом сначала осуществлялась с помощью парома или лодки, а в 1853 г. между северным берегом и островом перекинут на каменных опорах деревянный мостик для пешеходов. Благодаря удачно подобранным пропорциям конструкции моста и его цвету, с расстояния дамбы он кажется легким, ажурным, создается впечатление, что он висит в воздухе. Во время наводнения 1980 г. вода сбросила мост с каменных опор на лед пруда. Потом его поставили на место, заменив поврежденные детали.

В период, который описывал С. Гроза (1843), посреди острова возвышалась гранитная основа, на которой планировалось построить огромную пирамиду, где бы пребывал прах бывшего хозяина парка С. Щ. Потоцкого. Т. Темери пишет, что здесь София Потоцкая хотела построить склеп для праха С. Трембецкого, в знак уважения к первому певцу "Софиевки", который в своей поэме, между прочим, говорил, что София - наилучшее убранство сада. Но эти замыслы не были осуществлены.

В соответствии с коротким отчетом о работе, осуществленной в Царицином саду с 1837 по 1 апреля 1847 г., был в 1843 г. "возведен с кирпича нижний этаж беседки на острове Верхнего пруда", а в 1844 г. - "закончено строительство каменного павильона, за исключением пола"; в 1845 г. - "возведен с кирпича верх в беседке на острове Верхнего пруда и покрыт железом". Судя с этого отчета, сооружение Каменного павильона на острове Анти-Цирцеи было закончено в 1845 г.

Как пишет Т. Темери, этот павильон строился в готическом стиле. Известно, что после посещения парка в 1847 г. Николаем I по его указанию этот павильон был снесен, а на его месте в 1850 г. построили новый в стиле эпохи Возрождения. Он существует и в наше время, и его называют в соответствии с цветом первичного покраски Розовым. Проект Розового павильона сделал для "Софиевки" академик архитектуры О. И. Штакеншнейдер, а сооружение его осуществлялось под руководством архитектора И. Макутина.

Нынешний павильон - стремительное сооружение, которое логично вписалось в общий ансамбль острова с его деревьями, кустами и является центральной архитектурной точкой на острове. В основе плана павильона лежит восьмиугольник.

Интересна его внутренняя лепка, а также лепленные ленты, лепленный фриз фасадного навеса, который окаймляет его со всех сторон. Хотя, в общем, архитектурные сооружения парка, в том числе и Розовый павильон, оставляют достаточно сильное впечатление, потому что они удачно вписались в ландшафтные композиции, как будто срослись с ними, составляя единое логично законченное целое, однако, по мнению специалистов (Наймарк, 1939), строились они без достаточно квалифицированного руководства, иногда небрежно и грубовато. Только этим, как замечает И.И. Наймарк, можно объяснить многочисленные примеры нарушения главного правила "несвисания", т.е. верхние части архитектурных элементов во многих случаях шире нижних, а вместо объемных элементов выполнены плоские. Там же приводятся и другие недостатки и ошибки, которые навряд ли допустил бы архитектор в проекте. В 1974 г. проведена полная реставрация Розового павильона с заменой гранитной основы.

Но вернемся к Амстердамскому шлюзу, где всегда шумно, многолюдно и весело. Здесь посетители, ознакомившись с основными объектами парка, занимают очередь и ожидают, чтобы осуществить путешествие подземной речкой Ахеронт. Вспоминается Амстердамский шлюз впервые в Т. Темери, поэтому можно утверждать, что это название возникло еще у учредителей парка и связано это с голландским городом Амстердамом, где подобные сооружения встречаются часто. Шлюзовое устройство создано в первый период строительства парка и предназначено для пропуска лодок с Верхнего пруда в подземную речку Ахеронт и, наоборот, а также для спуска воды с пруда.

Шлюз состоит из двух взаимодействующих частей. Первая действует постоянно, перекрывает воду с Верхнего пруда. Внизу есть контрольная заслонка, через которую с помощью винта можно регулировать до определенного уровня глубину воды в подземной речке и в пруде, или полностью выпустить воду с него. Эту часть шлюзового оборудования также было разрушено во время наводнения 1980 г. а потом изготовлено опять.

Другая - одноразового действия шлюз, коловорот которого приводится в движение специальной лебедкой, и деревянный щит на массивных железных цепях может или опускаться, полностью перекрывая доступ воды в подземную речку, или подниматься, открывая воду. Для того, чтобы лодка могла попасть с Верхнего пруда в подземную речку Ахеронт, необходимо при помощи лебедки перекрыть щитом выход воды из шлюзового канала. Потом винтом на постоянно действующем входном шлюзе открывается его контрольная заслонка, и канал шлюзового оборудования наполняется водой. Когда вода подымится до уровня Верхнего пруда, шлюз открывается, как ворота, при помощи удлиненных рычагов, и лодка заплывает в канал шлюзового оборудования. Потом входной шлюз закрывается, а через нижнее окно выходного шлюза при помощи специальной заслонки медленно выпускается вода. После того, как уровень воды в канале шлюзового оборудования снизится до глубины, которая обеспечивает нормальный проход лодки подземной речкой Ахеронт, при помощи большого колеса лебедки поднимается кверху щит выпускного шлюза, и лодка без препятствий может двигаться подземным каналом к причалу на Ахеронтийском озере. Сделав эту операцию в обратном направлении и лодкой поднявшись вместе с водой до уровня Верхнего пруда, можно осуществить по нему путешествие.

Безусловно, что при таком массовом посещении парка, которое бывает в последние годы, организация прогулок лодками этой схемой маршрута практически невозможна, поэтому шлюзовое оборудование давно работает только в одном направлении. Желающие прогуляться подземной речкой Ахеронт могут сесть в лодку или около Амстердамского шлюза и, доплыв до Ахеронтийского озера, сойти на берег, или же наоборот.

Подземная речка Ахеронт была построена в первый период строительства парка, ее длина под землей 211 м, а начиная от Верхнего пруда - больше 223 м, ширина 3 м и высота 3 м; глубина воды в канале достигает 1 м. В течение всего подземного канала устроено 4 люка, с помощью которых частично обеспечивается его освещение, а также осуществляется аэрация. При этом поражает гениальность инженерного расчета в сочетании выбора расстояния при устраивании люков и изгибов канала, которое предусматривает абсолютное отсутствие сквозняков и защищает посетителей от простуды даже в самую жаркую погоду. Расстояние от Амстердамского шлюза до первого люка составляет 66 м, от первого до второго - 40 м, от третьего до четвертого - 19 м, от четвертого до выхода в Ахеронтийске озеро - 44 м. Можно только вообразить, какая огромная и трудоемкая работа была выполнена вручную и по объемам, и за затратам. Было выкопано около 3000 м3 земли, стены канала и основа облицованы гранитом, свод в основном выполнен в арочном стиле в виде кирпичных замков и только частично сначала был сделан с дубовых брусков, а позже перекрыт железобетонными плитами. Посетители парка, особенно в летний период, недаром стремятся после завершения экскурсии осуществить путешествие подземной речкой Ахеронт. Здесь, в глубокой тишине, в приятной свежести и прохладе они быстро восстанавливают силы, получают дополнительный эмоциональный заряд от приобщения к необычному и еще долго с благодарностью вспоминают тех, чьими руками вот уже в течение почти 200 лет он старательно хранится.

Отдыхая в лодке, что, слегка покачиваясь, медленно двигается, и наблюдая за люками, что, как звезды в ночном небе, медленно проплывают над головой, вы через 8-10 минут увидите перед собой светлое отверстие, услышите шум воды, шелест листвы и пение птичек. Постепенно оно будет увеличиваться, разрастаться и наконец над вами раскроется небо, а вы окажетесь в круглом бассейне, над которым склонили свое ветви вековые ясени, клены, а берега увиты виноградом. Вода с Ахеронтийского озера, которое Л. О. Казаринов назвал "Мертвым озером", открытым каналом и каскадом гранитных ступенек с шумом несется под белый металлический мостик, который виднеется впереди, и большим водопадом стремительно падает в р. Стикс, воды которой сливаются за представлениями древних греков с водами Океана.

Л. О. Казаринов, называя бассейн "Мертвым озером", ссылается на Л. Метцеля, но приводит различные необоснованные версии его названия, которые не заслуживают внимания. Учитывая то, что С. Трембецкий, Т. Темери и С. Гроза, которые раньше описали парк, этот водоем называли просто бассейном, нужно считать, что название "Мертвое озеро" лишено всякой символики и возникло значительно позже, вероятно потому, что здесь, в уютном месте, постоянно стоит штиль, никогда не бывает волн и потому создается впечатление, что вода не двигается. Сведения о том, что Мертвым озером давние греки называли мифическое море в подземном царстве, где обитали души умерших, о чем утверждают 3. Г. Головерда, 3. Я. Иванова, Б. С. Сидорук (1976), в наших исследованиях не подтвердились. Эту справку мы оставляем в этом издании для тех, кто еще будет исследовать "Софиевку", а мы далее будем называть этот бассейн Ахеронтийским озером, с которого спокойные воды Ахеронта вместе с бурными водами р. Коцити впадают через Главный водопад в воды речки Стикс. Площадь Ахеронтийского озера 800 кв. м, глубина 1,5 м. На правом берегу озера устроен люк, из-за которого подземным каналом вода течет к фонтану Семиструйка. В 1999 году произведен капитальный ремонт этого озера.

Лодка пришвартовывается к гранитной пристани. Выйдя на берег, вы можете пройти к небольшому красивому белому железному мостику, переброшенному через канал. С этого моста раскроется перед вами Площадь собраний, наиболее оживленное место парка. Новыми цветами раскроется и храм Посейдона в виде большой гранитной вазы, наполненной яркими цветами. А далее - зеркало Нижнего пруда, или Ионического моря, Нижняя аллея, а еще выше - терраса Бельвъю, от нее аллея, которая стремительно направлена кверху, посредине искусственной просеки к Китайской беседке. Терраса, просека и аллея с Китайской беседкой устроены садовником К. Ферре в 1838-1842 гг. Аллея была выложена обычным кирпичом, а в 1986 г. полностью реставрирована, так же и терраса Бельвъю. Кирпич заменили более стойким материалом - плимфой, которая прекрасно вписывается в окружающий ландшафт.

Парк, как научное учреждение Национальной Академии Наук Украины, активно занимается исследованиями, связаными с изучением природной и культурной флоры южной Лесостепи Украины, а также интродукцией и аклиматизацией растений в регионе.

Статья директора дендропарка
И.С.Косенка подводит итог этого участка работы парка:

50-летие Национального дендрологического парка "Софиевка" как научного учреждения НАН Украины

В итоговой статье И.С.Косенка сделан обзор всей истории парка с момента основания до сегодняшних дней:
205 лет основания Софиевки

Коллективом парка издан каталог растений , в котором насчитывается 1 994 таксона, с них 1220 деревных и кустовых пород и 774 травянистых растений, в том числе 25 таксонов орешников, 24 — буков, 41 — елей, 44 — можжевельников, 100 — лиан, 320 — роз, 57 — рододендронов, 376 — почвопокровных и 98 — цветочных растений.
Каталог (zip 380 КБ)

Питомник дендропарка является уникальным центром по выращиванию посадочного материала хвойних и лиственных деревьев, кустов, роз - всего более 200 позиций.
Прайс-лист
Просмотреть|Скачать (22 КБ)

Красоту парка воспело много поэтов, но поэма польского поэта С.Трембецкого занимает особенное место. Написанная в 1811 году, она представляет собой путеводитель в стихах по парку.
"Sofiowka" и комментарии к ней Адама Мицкевича
(по-польски)

Парк как туристический центр предлагает своим гостям комплекс услуг - экскурсионное сопровождение на шести языках, отель, ресторан, конференц-зал и пр.
Подробный перечень услуг